|

Ржев – город купеческий. Прогулки по древнему городу

Ржев – город купеческий. Прогулки по древнему городу

Год назад Благотворительный фонд «Добро» города Ржева получил грант фонда «Добрый город Петербург» на реализацию масштабного проекта по созданию полноценных курсов экскурсоводов и туристического маршрута по городу. Этот маршрут при содействии ржевских краеведов и сотрудников Тверского государственного объединенного музея получился тематическим. Он посвящен истории купечества и кулинарным традициям края.

Чтобы любопытному гостю города понять купеческий Ржев, нужно разобраться из чего складывалась купеческая жизнь 19 века. Традиционный уклад жизни включал в себя походы в церковь, быт, и, конечно же, торговлю. Разобраться с каждым из аспектов поможет включение в экскурсию разных составляющих: прогулка по городу и изучение купеческих застроек 18-19 века, посещение ржевского краеведческого музея, знакомство с Оковецким кафедральным собором и Покровской старообрядческой церковью, посещение голубятни, где можно полюбоваться прекрасными птицами и узнать о них много интересного.Оказавшись в незнакомом городе, Вам наверняка захочется узнать его поближе и понять, куда же можно пойти и чем себя занять. 800-летняя история позволяет говорить о Ржеве, как о городе с богатым прошлым и удивительными людьми.Узнавая о жизни ржевитян, немного удивляешься тому, почему же экскурсии рассматривают город так однобоко. Исключительно как военный, что, бесспорно, соответствует истине. Война, оккупация и практически до основания разрушенный город, долгий, тяжелый период его восстановления – все эти горестные события навсегда останутся в памяти жителей ржевской земли. Сейчас история делится на «до» и «после». Что же было «до»? Почему так мало говорят: про голубей, тех самых ржевских турманов, которых немцы безвозвратно вывезли из города, знаменитую ржевскую пастилу, которая ничуть не уступала в конкуренции коломенской, и про то, что же такое «попасть впросак». Ведь история жива ровно до того момента, как о ней помнят люди.В Ржеве до революции проживали разные слои населения со своими традициями и устоями. Мещанство, дворяне, крестьяне, купечество, промышленники, духовенство. Именно купечество как сословие, определившее внешний облик Ржева и его уклад в 19 веке, представляет особый интерес для экскурсий.

Прогулка по городу

Прогулку по городу лучше начинать с Князь-Дмитриевской (ныне Красноармейской) стороны. Менее всего разрушенная в годы войны она привлекает своими домами, укладом и легендами. Здесь хочется задумчиво пройтись между особняками и послушать байки про хитрого купца Астафия Долгополова, пытающегося обмануть императрицу Екатерину II, про «чертов дом», из стен которого доносятся странные звуки, про купцов, полощущих руки в шампанском и их торговую жизнь.
Удивляться такому вниманию к этому сословию не приходится: расположение города на торговых путях привлекало к нему бойких людей, которые затем, наладив свои дела, нередко занимались благотворительностью и вкладывали средства в благоустройство Ржева, жертвовали деньги на добрые дела.

Быт купечества

Итак, каким же был купец 19 века? В историко-бытовой повести В.Иголкина «Ржевитянка» описываются нравы, бытовавшие внутри этого сословия. Вот некоторые из них: «Тогдашние щеголи обязательно одевали кричащего цвета тужурки или невозможные венгерки, отороченные мехом, залихватски заламывали шапки и на ноги обували лакированные сапоги с таким громким «скрипом», что за квартал чувствовался такой шикарный молодой человек».

Как ни покажется странным, званые вечера, устраиваемые барышнями, часто заканчивались драками. Девушки просили у родителей устроить вечер, что считалось обязательным для тех, у кого «девица в возрасте». На них девушка могла познакомиться с будущим женихом. Если ее никто не провожал с вечеров или с бульвара до дому, то о ней говорили, как о «ничего не стоящей». О времена, о нравы!

На льду реки Волги происходили «кулачки» или стенки, где ржевитяне упражнялись в особом «спорте», развивая силу удара кулака.

Любили ходить местные и на каток. В праздничные дни он освещался большим количеством разноцветных фонариков, придававших месту прекрасный вид. А фейерверк, произведение местного пиротехника Коллара, служил потехой для развлекающихся.

Прозвища среди купцов

Кроме имен у ржевитян имелись народные прозвища, которые, порой, были более в ходу, чем настоящие имена.

Считается, что, как и про тверских, так и про ржевских, ходило прозвище «козлы». Мотив такого прозвища крайне незамысловат. В сборнике пословиц В.И. Даля присловье: «козу сквозь забор пряником кормили» относится к жителям Ржева, а в очерке второй половины 19 века содержится информация об адресации местным дразнилки «сквозь забор козу пряниками кормили». Путевые заметки И.Ф. Тюменева «От Ржева до Углича» 1896 года описывают козлиную тему так: «козла на колокольню тащили», что объясняет прозвище «козлятники» в адрес ржевцев. Народ, дескать, настолько тут хитер, что по народной легенде, сумел «козла писаным пряником заманить на колокольню». Козел, впрочем, оказался не менее упрямым и с колокольни спускаться не хотел. Только к вечеру посредством морковки животное выманили вниз.

Кулинарный Ржев

Говоря о Ржеве, как городе купеческом, нельзя не упоминать про кулинарию, а именно про ржевскую пастилу, которая была на каждом купеческом столе во время чаепития.

О пастиле мы читаем у С.В. Максимова в 1899 году:
«Раскинутые по склонам оврага и в других местах города сады заслуживают внимания потому, что в них издавна вырастили особого сорта яблоньку, известную под именем ржевской».

«Из плодов этой яблони и из привозных яблок других пород, а также из местных ягод: клюквы, смородины, брусники и крыжовника– в Ржеве издавна приготовляют пастилу, известную также под именем ржевской. Вообще же ржевцы живут по-старинному, широко, не стесняясь разводить сады и пристраивать к домам огороды».

Улицы, утопающие в яблоневых, вишневых, сливовых садах. И как скажите, имея такое великолепие, можно было не придумать рецепт вкуснейшей пастилы, который, между прочим, также указан в сборнике Максимова.

Рецепт ржевской пастилы:

1 кг яблочного пюре смешивали с взбитым в белую пену 1,5 стаканом меда, взбивали до однородной пенистой массы; выкладывали в формы слоем 1,5 см и подсушивали в теплой духовке. Затем выкладывали сверху два таких же слоя, поочередно подсушивая, и запекали.

С XIX в. ржевскую пастилу как национальную сладость экспортировали за границу. Пастила была рыжевато-ржавого цвета из-за окисления яблок. В ее изготовлении проявляли фантазию. Она была слоеной. Между яблочными слоями могли быть брусничный или рябиновый. «Союзная» пастила особо ценилась на фабрике Абрикосовых (сейчас концерн «Бабаевский»).

Проблемы купечества. Благотворительность

Идея, что Россия – страна аграрная, то есть чисто земледельческая существовала до Первой мировой войны. Люди были уверены, что «амбары» и фабрики пробуждают в людях самые дурные инстинкты. «Торгаши» и «фабричные» не пользовались симпатией у населения, что находило постоянное отражение в литературе. Чтобы хоть как-то такое мнение о себе искоренить, купечество в 19 веке активно заниматься благотворительностью: начинается строительство богоугодных домов, приютов.

Появляется очень необычное понятие предприниматель-маргинал, или другими словами крепостной миллионер, владеющий крупными состояниями, но порой абсолютно в некотором отношении бесправный.

Привязанность купечества к традициям и устоям проявляется в возникновении крупнейших династий. Исследователи отмечают, что ситцевое, бумаготкацкое, канатное и кожевенное производства работали не на государство, а на народную массу, сливаясь с крестьянскими промыслами. Такое мелкое по меркам дворян производство их не устраивало, поэтому практически не пользовалось крепостным трудом.

Возникает большое количество фабрик и других промышленных предприятий по всему городу, активно привлекается иностранный капитал.

Небольшая статья про Ржевское купечество призвана привлечь внимание к этому сословию, сыгравшему заметную роль в становлении города.

Анастасия УКОЛОВА,
менеджер туристического направления БФ «Добро».

Поделись с друзьями