Выдыхай скорей…
«Задержите дыхание», – слышим мы на приёме у врача. Искусство бывает хорошим и разным, а одна из его функций – «врачевание человеческих душ». Режиссёр Роман Каганович связывает будущее театра именно с этим нелёгким ремеслом. «Вдох-выдох» – премьера в Театре юного зрителя, рассказывающая (порой в режиме онлайн) о том, что остро, болезненно и требует внимания. Порой прямо вжимаешься в кресло. И дух захватывает.
Это история о 14-летней девочке, её непростых отношениях в семье, травле в школе и непонимании со стороны «всего мира». Маша, переехавшая с матерью в Черноморск, мечтает о другом «мире». Она усиленно изучает английский, интересуется экологией. Как замечает в пламенной речи, в этом обществе «ничего не хотят».
Очень выразительны реальные фотографии, которые сопровождают монолог обличающий современный нравы – «визуальный мусор», «мусор на пляже», «мусор в виде звуков» и т. д. – обличённый в форму видео из блога на YouTube. Воплотить подобные задумки помогают серые панели «под бетон». Они трансформируются в экраны, школьную доску, стены, заборы и т.д.
Атмосфера агрессии по отношению к «другим» выплёскивается в издевательствах над «белой вороной», что отчасти напоминает повесть «Чучело». Впрочем, есть одна существенная разница – действующие лица этой пьесы могут уехать в другой город или даже заграницу. Были бы деньги и смелость.
Серьёзность темы оттеняет юмор. Вот Маша показывает матери перевод, сделанный с помощью сайта – забавный набор слов, вот её родительница напевает «след кровавый стелется по сырой траве», обсуждая физиологические явления, или, к примеру, во время ссоры с обидчиком, главная героиня кричит демаргинализированное: «дрочить нечем будет!» На премьере публика был восприимчива ко всем шуткам.
Как костюмы – одежда в кэжуал-стиле, в которой учли актуальные тенденции, так и реквизит – гироскутер (планки с двумя колёсами по бокам на моторе – прим. автора), колонка, из которой реально играет музыка, а также веб-камера, – всё это делает спектакль ближе части целевой аудитории – тинэйджерам.
Поэтому и школьница Лиза, в попеременном исполнении Анастасии Божатовой и Ангелины Аладовой, записывает видеоуроки обо всём на свете, как её интернет-кумиры. Речь молодой особы – смесь разговорной лексики («реснички», «щёчки») с заимствованиями («хайлайтер») и подхваченными канцеляризмами («данный»). А также типичными для «ютуберов» фразами а-ля «подписывайтесь на мой канал».
Драматург Юлия Тупикина, а вслед за ней режиссёр-постановщик Роман Каганович, показывают жизнь подростка без прикрас. И зрителя постоянно выталкивают из «зоны комфорта» – это и хлёсткие словечки («дерьмо», «жопа», «придурок» и т.д.), и сцена родительского собрания, построенная так, что все его участники – зрители в зале, и видео, в которых ведущие обращаются к пришедшим на представление.
Известный российский психолог Михаил Лабковский в книге «Хочу и буду» подчёркивает: «Переходный» – САМЫЙ тяжёлый возраст в жизни человека. Ребёнок начинает резко расти, скелет и мышечная масса увеличиваются, а сердечно-сосудистая система отстаёт. Гормоны скачут». Не зря и в произведении периодически обсуждают биологию и физиологию.
К сожалению, кажется, что несмотря на всю остроту проблематики показать именно переломный момент в жизни героев получилось не столь чётко. Если Инна Волкова в роли Маши идёт по ровной «линии» протеста, то остальные будто не замечают «точки невозврата». В один момент футболка «No war» символично отправляется в стирку – «несогласной» приходится встать на тропу войны.
Елена Фомина, видимо, повинуясь поставленной режиссёром задаче, изначально воплощает характер рефлексирующей особы. Её Катя, мать Маши, риелтор 35 лет – не та, которая вот-вот и окончательно потеряет интерес к жизни. Она уже с первых минут действия выглядит личностью, которая ещё немного и воспрянет духом. В таком решении нет ничего греховного, но появляется вопрос – почему же взаимоотношения с дочерью разладились? Казалось бы, обе – думающие персоны.
Отличается Андрей Иванов, вжившийся в образ провинциального молодого учителя Пал Саныча. Если вначале он обсуждает с учениками группу «Nirvana», выдаёт фразы а-ля «Привкус в мыслях – это мем», то затем постепенно к нему приходит понимание, как в песне «Sappy». Через одну грустную фразу актёр передаёт всю боль осознания: «Может, я стану, как все. Кубановедение меня сожрёт». И кидает камень в условное море под сценой, где реально плещется вода.
Эксперименты не ограничиваются этим. Полагаю, что по тверскому сарафанному радио прошла информация про то, как один комедийный момент в прямом смысле почти выходит на улицу.
Саундтреком ко всему действу звучит песня рэпера с псевдонимом Oxxxymiron (М.Я. Фёдоров – прим. автора) «Там, где нас нет». Её текст перекликается с основной мыслью: «Ваш ребёнок замкнут и не ладит с коллективом. <…> Раз на раз. Баш на баш…» Сложно подобрать более ёмкое и точное сопровождение повествования.
Кто-то может сказать – юношеский максимализм. Возможно так, но обществу нужно ставить диагноз. Обострённое восприятие мира и желание достичь высот подталкивают на смелые поступки. Важно направлять энергию молодости в «созидательное» русло. Только не менять насильно течение рек.
«Вдох-выдох» пропитан духом свободы и бунтарства, помноженными на тревогу о будущем и желание прожить каждое мгновение и сейчас. ТЮЗ предоставил карт-бланш режиссёру-постановщику из Санкт-Петербурга Роману Кагановичу, который может быть смелым. «Молодость и ярость» здесь в чести. «Hello, hello, hello, how low?..»
Текст — Степан Каменев, фото — Роман Торопов