Собака бывает кусачей. Про гастроли Рыбинского драматического театра и шариковщину
Собачий холод, погода такая, что хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, голоден, как собака и т.д. Ряд выражений, которые приходят в голову при упоминании этого животного, можно продолжать и продолжать. А вот на сцене Тверского драматического театра гости из Рыбинского драматического театра представили поставленное в честь 100-летия Октябрьской революции «Собачье сердце». Переворота не произошло, но потрясение, кажется, случилось.
Очень впечатляюще и символично выполнена открывающая сцена. В темноте появляются белая ширма, за которой подсвечены сидящие на корточках «новые» люди. И вот пассионарии выпрямляются и выходят на подмостки.
А вот мы видим будущего пролетария – пока ещё в образе собаки. Николай Шишигин очень правдоподобно воет и передвигается на четвереньках. И тогда ждёшь булгаковское: «О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал». Но сразу приходится свыкнуться с фактом – повесть фактически пересказана своими словами. Инсценировка А. В. Королева.
В какие-то моменты, кажется, что это сделано удачно, в какие-то – в меньшей степени. К примеру, на одной из сторон баррикад оказывается Фёдор Шаляпин (Алексей Батраков), который искромётно шутит: «говорят, я балерин пачками выкуриваю». И творец профессор Преображенский (Владимир Калюкин) общается напрямую с человеком творческим.
Таким образом, интеллигенция не ограничивается только лишь медицинскими работниками. Последние, к слову, воплощены на сцене схоже с героями экранизации. Оба думающие, переживающие за судьбы Родины (всё ради эксперимента, евгеники, усовершенствования человека). Филипп Филиппович до последнего тянет с переездом в швейцарскую клинику, доктор Борменталь (Сергей Молодцов), его ассистент, поддерживает коллегу во всём, следует за руководителем даже во внешнем облике. Оба – с усами и бородками.
Любопытно показана операция по превращению бездомного пса в homo sapiens. В антракте за белой тканью в стиле театра теней идёт повторяющийся отрывок видео, как главные герои «режут, режут, режут». Такой приём видео, к слову, появляется в 80% эпизодов. И к месту. Что же появляется на свет божий?..
Шутки «на потребу» публики: про пациента в приёмной – «это был главный член Правительства», про грудные железы – «я железо никакое не брал, а только за сиськи пощупал», панибратское отношение Шарикова, экс-пса, в одном эпизоде, со своими благодетелями: обращения «Филиппыч», «Арнольдыч» и др.
Полиграф Полиграфович Шариков в течение спектакля вызывает самые противоречивые чувства. С одной стороны, этот гомункул забавно виляет «хвостом» и ластится, как собака, чтобы его погладили (что забавно) и сам говорит знаменитое: «лаской, только лаской». С другой стороны, ведёт себя карикатурно. Постоянно шмыгает носом, постоянно ёрничает.
Второстепенные герои (управдом, люмпены) – написаны широкими мазками. За гротескными усами и бровями, которые должны создавать комический эффект, теряется природа самих исполнителей. Но есть успешные находки для обозначения характера «народных масс» – они носят странные плакаты, например, «Курение – враг пролетариата», бесконечно грызут семечки, затягивают одну и ту же песню: «наш паровоз вперёд летит…».
Но, в целом, поведение персонажей выглядит агрессивным и абсолютно бескультурным. Создатели так хотели вывести абсолютно негативные образы, что другого словосочетания, нежели «пещерный антикоммунизм», и не подберёшь.
И если части декораций, которые перемещаются по площадке, воспринимаются как оправданный и сильный ход (ведь старый мир рушится), то оторванные конечности бутафорной кошки в одной из сцен неприятно поражают.
«Собачье сердце» Рыбинского драматического театра – постановка, которая эстетически сильно отличается от повести. От того, что ожидаешь, приходя на знаменитое название. Тверская публика подобный вариант прочтения и режиссером П.Г. Орловым, и инсценировщиком А.В. Королевым, приняла тепло.
Степан Каменев