Напряжённая работа: тверичане побывали в гостях у энергетиков
Специальные обувь, перчатки и каска, а также приборы и таблички «Не влезай – убьёт», «Не включать – работают люди», «Заземлено». Перед началом экскурсии на ПАО «МРСК Центра» – «Тверьэнерго» фотографировались с такими атрибутами. В рамках проекта тверской администрации «Город изнутри» рассказали – как производят электроэнергию, как добраться до разрыва на ЛЭП по бездорожью и почему в центрах управления и мышь не проскочит.
Перво-наперво – краткий инструктаж по технике безопасности. Особенно важная его часть касалась электроподстанции. Пояснили, что опасно не только трогать объекты с треугольным жёлтым знаком, где изображена молния, достаточно – подойти на расстояние одного метра.
Тем более, что на мероприятие пришли, в том числе, блогеры и семьи с детьми – аудитория весьма любознательная.
Центральное знание предприятия построили аж в 1902 году для того, чтобы доставлять электроэнергию в дома знати. Затем в 1941 году территорию расширили, появились новые строения. Постоянно пополняется автопарк.
«Мы – монтажники-высотники…»
Толпа, 30 счастливчиков-экскурсантов, рассматривает рядом со специальными доками спецтехнику, которую используют и на плановых работах, и во время аварий. Всего её на учёте около тысячи единиц.
В арсенале есть полноприводный кран, который способен поднять до 25 тонн, и проезжает практически везде. «Вылет» стрелы – 35 метров. Задачи, которые по плечу – погрузка, разгрузка опор, доставка материалов.
Следом за ним – тягач с краново-манипуляторной установкой, который поднимает до 7 тонн. Ехать может дольше, чем кран, а вот проходимость не у всех моделей такая же. Может погрузить на платформу сам себя, как Мюнхгаузен, который доставал сам себя за косичку из болота.
Далее стоит ГАЗ 33081 «Садко», автомобиль-лаборатория, на котором специалисты едут на диагностику. Проходит везде, в кузове размещены многочисленные приборы.
Поодаль красуется мощный «Тингер». Гусеничный снегоболотоход, которые ездит по дороге и, что логино, бездорожью, а также способен плавать на небольшие расстояния. В нём ездят бригады, до 4 человек, которые могут взять на борт груз до 500 килограммов. Тяговая сила – 800 килограммов.
– Единственное слабое место у него – резиновые гусеницы, – отмечает Денис Соколов, начальник Тверского участка службы механизации и транспорта. – Боится острых камней.
Любой желающий мог залезть в кабину автомобиля и сфотографироваться. Многие задавали вопросы. Один из таковых – помогает ли такая техника при аварии на подстанциях. Ответ был утвердительным.
«Воины света, воины добра…»
Затем экскурсантов передали с рук на руки – в Центр управления сетями. Это режимный объект. Как шутит сотрудник, хорошо, что у него есть магнитный пропуск.
В относительно небольшом зале, в два раза меньше стандартного школьного класса, располагается внушительная, раза в четыре больше, чем та, что в аудитории, доска. Точнее, не доска, а монитор, на котором, как на ладони, видна схема областных электросетей. На трёх циферблатах высвечивается время, вплоть до секунд, на одном из них – ещё и дата.
Всего через область транзитом проходит 750 тысяч вольт. Как видно из открытых источников, общая протяженность линий электропередач почти 50 тысяч километров. В каждом районе функционирует диспетчерский пункт, который обслуживает территорию по «кустовому» принципу.
В регионе работает 12 тысяч трансформаторных подстанций, которые конвертируют 0,4 и 10 киловольт в бытовое напряжение – 220, 380 вольт.
– Кроме того, – рассказывает Иван Суханов, начальник оперативно-диспетчерской службы центра управления сетями ПАО «МРСК Центра» – «Тверьэнерго». – В области функционирует семь производственных баз, оснащённых по последнему слову техники.
Также работают питающие центры, например – Конаковская ГРЭС, Калининская АЭС. Помимо магистральных – тянутся распределительные электросети, которые зачастую строились ещё во времена расцвета районов.
В Центре управления, куда стекаются данные из всех муниципалитетов, стоят запасные генераторы. Перебой с электричеством здесь может быть буквально три секунды.
Подстанция, подстанция, подстанция…
Перед входом на подстанцию «Лебедево» тверичанам ещё раз напоминают правила безопасности.
На объект приходит напряжение 110 тысяч вольт, и в «сердце», трансформаторе, его понижают до 10 тысяч вольт. Так оно по проводам идёт до потребителя. А уже в пункте назначения – в дома или на предприятии – «падает» до бытового значения в 220 или 380 вольт.
– Если возникают непредвиденные ситуации или аварии на подстанции установлены современные элегазовые «выключатели». Элегаз, иными слова гексафторид серы, – газ, который используют как изолятор в электротехнике, – рассказывает Андрей Ерофеев, начальник группы оперативного обслуживания подстанций филиала ПАО «МРСК Центра» – «Тверьэнерго».
Ещё один интересный момент – ток идёт по проводам с частотой 50 герц – чтобы не возникало помех – здесь установлены специальные высокочастотные заградители.
Экскурсанты с любопытством слушал новую информацию и даже делились своими соображениями – почему используют то или иное вещество, каким образом функционируют технологии.
В следующий раз тверичан познакомят с работай МБУ «Зеленстрой».
Текст: Степан Каменев, фото: пресс-служба администрации Твери