Злодеяния нацистов не забудутся никогда. А имена их жертв?
С 16 по 19 августа в Твери и на территории Тверской области снимались эпизоды нового документального фильма из цикла «Без срока давности». Съемочная группа Фонда национального кино «Патриот» посетила, в частности, деревню Ксты Пеновского округа и село Бурашево Калининского района.
Не забудутся злодеяния нацистов. На Пеновской земле находится мемориальный комплекс «Ксты» в память о жителях деревни, заживо сожженных нацистами. А в селе Бурашево умерщвлены сотни и сотни беспомощных пациентов психиатрической больницы имени доктора Литвинова.
БУРАШЕВСКИЙ КОШМАР
Еще 11 июня 2020 года в «Ленинском знамени» была опубликована статья: «Вскрылись факты военной трагедии в Бурашево». Вкратце напомним, о чем говорилось в той статье.
Исходя из псевдонаучной теории о «превосходстве арийской расы», нацисты разработали программу «Т-4» («Акция Тиргартенштрассе 4») уничтожения душевнобольных, умственно отсталых и наследственно больных. Поначалу умерщвляли только немецких младенцев-калек. А первыми взрослыми стали свыше 17 тысяч инвалидов в оккупированной Польше.
Вторгшись в СССР, нацисты уже представляли, как расправляться с беззащитными людьми. Массовыми убийствами цыган, евреев, душевнобольных занимались так называемые айнзацгруппы, в состав которых входили зондеркоманды.
Небольшое отступление. В Калинине зондеркоманда 7а занималась регистрацией евреев, агентурной и следственной работой, изучением структуры и методов деятельности советских органов власти. Но что мог знать и откуда черпал сведения матерый разведчик и каратель Ойген Карл Штеймле, один из заправил этой зондеркоманды? О захоронениях польских офицеров он, полагаю, к октябрю 41-го был уже наслышан, ведь немцы к тому времени захватили смоленский партархив. Но нацисты не знали масштабы этих захоронений, и в октябре 1941 года, воспользовавшись благоприятным для себя стечением обстоятельств, хотели это дело выяснить, предприняв вооруженную экспедицию в Медное. Зачем? Чтобы расколоть единство славян, тогда бы верхушка Третьего рейха легче управлялась с югославами, поляками, Республикой Виши и другими странами-сателлитами. Нацисты еще с полета Гесса в Англию стремились заключить с ней сепаратный мир, то есть Медное – это и шанс «закрыть» второй фронт на западе Европы.
А в Бурашево нацистам никто не угрожал. Для этих гадов убийство беспомощных людей было будничным и рутинным делом. В том и ужас!
25 января 1942 года Совинформбюро сообщило о чудовищных преступлениях фашистских оккупантов в больнице имени доктора Литвинова. Комиссия Наркомздрава РСФСР, в которую входили профессора Вершинский и Градис, установила, что в больнице находилось 530 больных. Оккупанты запретили персоналу кормить и поить больных. Злодеи заставляли выписывать часть больных, но когда те выходили, их расстреливали. 80 больных насильно вывезли в село Бреднево и там расстреляли. От ядов и смертельных доз наркотиков погибли более 300 больных. При отступлении немцы подожгли и взорвали три больничных корпуса, лазарет, физиолечебницу, детские ясли и 6 жилых зданий.
Подполковник КГБ в отставке Николай Шушаков в сборнике «Вспомним, товарищ!..», изданном в 1995 году под общей редакцией начальника УФСБ по Тверской области Г.П. Виноградова, указал другое, большее число: «В селе Бурашево гитлеровцами были умерщвлены путем впрыскивания инсулина, веронала и других сильнодействующих средств 737 больных».
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА
Съемочную группу возглавляли редактор проекта Наталья Петровна Елманова и режиссер фильма Михаил Владимирович Елкин. Н.П. Елманова – журналист, работала над проектами: «Военная тайна, «День космических историй», автор телепрограмм «Странное дело – Вселенная» и «Космический пульс».
В качестве консультантов выступали старшие офицеры Следственного управления СК РФ по Тверской области – руководитель отдела криминалистики полковник юстиции Андрей Петрович Гореликов и старший помощник руководителя СУ СК РФ по Тверской области майор юстиции Валерия Валерьевна Павлова. Оба офицера выполняли поручение, данное им Центральным аппаратом Следственного комитета. По их предварительным данным, собранным в ТЦДНИ и в открытых источниках, количество умерщвленных больных – не менее 600 человек.
Другим консультантом стал врач высшей категории Владимир Борисович Куракин – главврач отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы (для лиц, содержащихся и не содержащихся под стражей) Областного клинического психоневрологического диспансера. По его компетентному мнению, основная сложность с определением точного числа жертв возникла из-за того, что весь медицинский архив больницы был уничтожен при отступлении фашистов. Уже в то время личности всех больных установить было крайне сложно, потому что они поступали в больницу из всех районов Калининской области, и даже – из соседних областей.
А пределы Калининской области в военную пору были гораздо шире, чем после. И не будем забывать, шла война! Полностью Калининская область была освобождена лишь в июле 1944 года.
ДОЛГ МИЛОСЕРДНОЙ ПАМЯТИ
Можно ли теперь восстановить имена убитых пациентов Бурашевской больницы? Профессиональный историк Игорь Владимирович Иванов возглавляет архив областной картинной галереи. Он родился в Бурашеве, с детских лет знает о трагедии: «Очень сложно анализировать: количество убиенных разнится – от 500 до 737-ми».
По воспоминаниям бурашевских старожилов, траншея, в которой были погребены многие жертвы, тянулась от современной часовни до морга. В актах Чрезвычайной комиссии о совершении нацистами преступлений не хватает конкретики.
Что касается медперсонала, кто-то был осужден, кто-то эвакуировался. Недавно, по истечении 75-летнего срока хранения, были рассекречены протоколы заседаний Калининского райкома ВКП(б), имевшие гриф «Совершенно секретно». В протоколе от 23 февраля 1942 года говорится, например, о двух исключенных из партии женщинах. Кандидат в члены ВКП(б) Клавдия Чувина, с высшим образованием, заведовала лечебно-производственными мастерскими психбольницы имени Литвинова. Коммунистка Александра Дроздова была медсестрой. Обе работали на немцев, а ведь были и беспартийные коллаборационисты…
НИКТО НЕ ЗАБЫТ?
Имена всех невинно убиенных знает только Всевышний. Вряд ли мы узнаем их полностью. Но какую-то часть имен выяснить, наверное, можно. Только надо, чтобы в будущем фильме прозвучала эта идея.
Киносъемки на территории региона велись при поддержке Тверского центра документации новейшей истории, областного Госархива, областного управления ФСБ, Следственного управления СК РФ по Тверской области, краеведов, представителей СМИ и общественности. Фильм войдет в цикл документальных фильмов о нацистских преступлениях против мирного населения на территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Он будет показан на одном из федеральных каналов.
Поделись с друзьями
Добавить «ВОТ! - Всё о Твери и Верхневолжье» в источники новостей в Яндексе