|
Новости Школьникам Калининского округа рассказали о вреде наркотиков
Новости В Калининском округе продолжается обучение председателей УИК
Новости Министр транспорта РФ Виталий Савельев и Губернатор Игорь Руденя оценили ход строительства Западного моста в Твери
Новости Школьникам Калининского округа рассказали, почему важно ходить на выборы
Новости В ЗАО «Калининское» прошла встреча Игоря Рудени с сельхозпроизводителями региона
Новости В посёлке Чуприяновка Калининского округа устранено подтопление тоннеля
Новости В Тверском императорском дворце открывается уникальная выставка
Новости У участников «Движения первых» в Калининском округе всегда много дел
Новости Жители Верхневолжья подали заявки на участие в конкурсе «Мастера гостеприимства»
Новости В Тверской области открыта регистрация на фестиваль для молодежи «Ты сможешь – и точка»

Стр. 32. Тверской Императорский дворец

Императорский дворец — выдающийся памятник русского зодчества. Построенный для императрицы Екатерины II в 1763-1778 годах по проекту великого русского градостроителя П.Р. Никитина, за более чем двух вековую историю он неоднократно менял свой облик, отражая стили и вкусы эпох.

Дворец расположен на месте дома архиерея. Именно в этом доме 12 мая 1763 года в церковный праздник «День сошествия святого духа» произошел пожар, уничтоживший большую часть деревянной Твери. Было уничтожено 852 здания из 900.

Этот пожар был предсказан юродливым Макарием Васильевичем Гончаровым, который кричал за 3 дня до трагедии: «Спасайтесь, вода и огонь будет», а одной купчихе, собиравшейся на крестный ход, он сказал: «Тебе надо не наряжаться, а совсем со двора убираться. Через полчаса будет пожар и все сгорит».

Поговаривали, что Екатерина, только взошедшая на престол, под предлогом пожара хотела выстроить идеальный город. На самом деле, деревянные города Российской Империи горели часто, и Екатериной II в 1762 году была создана «Комиссия о каменном строении». Однако хоть Сенатский указ о создании комиссии и был своевременным, для Твери он запоздал. Поэтому Императрица немедленно распорядилась принять все необходимые меры для восстановления города, но в новом, европейском варианте.

Сам дворец был построен одним из первых, так как именно у Архиерея останавливалась Екатерина Великая, когда путешествовала из Петербурга в Москву.

В 1764 году был утвержден проект дворца, составленный архитектором Петром Романовичем Никитиным, и в том же году началось строительство здания с симметричными флигелями, которые завершались башенными павильонами: домовой церковью и библиотекой. Уже весной 1767 года работы были частично завершены, и дворец смог принять Императрицу со свитой. Здание было достроено и поступило в придворное ведомство спустя одиннадцать лет, в 1778 году.

В 1765 году тверскому начальству поступило распоряжение Императрицы приготовить в строящемся дворце покои для неё в связи с предстоящей поездкой в Москву. Екатерина ещё несколько раз останавливается в архиерейском дворце и в 1777 году выпускает указ о передаче дворца в ведение Императорской семьи и выделению денежных средств на постройку архиерейского дома на территории Трёхсвятского мужского монастыря.

То, что Никитину приходилось возводить здание на существующей основе, во многом определило его черты. В новом облике дворца сквозь умело нанесенную барочную декорацию проступали черты древнего здания, и поныне доступные внимательному глазу. Например, будь здание построено с нуля, в нем вряд ли появилась бы очевидная асимметрия в количестве световых осей на главном фасаде. Не возникло бы рассогласование между экстерьером и внутренней планировкой в расположении парадного вестибюля, смещенного относительно центра здания. Крылья не были бы расположены под разными углами относительно главного корпуса (западное крыло, в отличие от восточного, не строго перпендикулярно ему).

Здание было создано в переходную эпоху и несло в своей архитектуре как черты уходящего барокко (в большей мере), так и нарождающегося классицизма. Это сказывалось в общей композиции дворца, развитой в глубину, с мощными акцентами на флангах, так и в решении объемов и характере отдельных деталей.

О старом дворце и его обитателях в городе ходили легенды. Рассказывали, что в дворцовых переходах морозной зимней ночью можно встретить старого монаха, который пожалуется, что во дворце плохо топят и… растворится в воздухе. Поговаривали, что это душа обиженного Екатериной архиерея, так как Екатерина обещала дом для него построить, а в итоге оставила дом за собой.

Строительство и отделка павильонов дворца завершилась в 1778 году. Уже с этого года дворец переводится на содержание Удельного ведомства и с этого времени начинает называться Императорским.

О торговых павильонах, построенных в качестве храмов бытует легенда: архитектор, которому предстояло построить в Твери дворец для Екатерины II, решал сложную задачу: какую церковь построить для новой российской императрицы, немки и вчерашней лютеранки? В какую церковь, лютеранскую или православную, которую Екатерина II недавно приняла, соизволит пойти императрица?

Никитин, чтобы не промахнуться, решил построить сразу две церкви, чтобы угодить наверняка. Он построил два одинаковых храма, которые отличались друг от друга только одним: над западной был установлен крест, над восточной — лютеранская звезда. Эта символика сохранялась до семнадцатого года, а в 1935-1973 годах ее заменяли пятиконечные звезды.

В 1809 году Тверскую, Новгородскую и Ярославскую губернии объединили в генерал-губернаторство. Дворец становится резиденцией генерал-губернаторства Тверского края принца Ольденбургского и его жены, сестры Императора Александра I Великой княгини Екатерины Павловны. Под эти цели проводится реконструкция дворца для изменения его функций и придания новой формы в соответствии с архитектурной модой XIX века. Дизайн проект был создан известным архитектором, на счету которого постройка Михайловского дворца (ныне — Русского музея) и ансамбля Дворцовой площади, и многих других в городе Санкт-Петербурге – обрусевшего итальянца Карла Росси.

К садовому фасаду Дворца, выходившему на Волгу, по проекту К. Росси пристроили на арках красивейший въезд-пандус, по которому, согласно легенде, Екатерина Павловна подъезжала в карете или верхом непосредственно к своим покоям на втором этаже (пандус был разобран в 1930-х годах).

Из собрания ТГОМ

Красавица Екатерина привлекала внимание, и  «в 1810 году получили неожиданное известие, которое взволновало весь двор. Наполеон просил руки великой княжны Екатерины Павловны. Рибопьер (Александр Иванович, русский дипломат швейцарского происхождения) мне рассказывал, что утром за завтраком великая княжна с приближёнными шутила и смеялась над принцем Ольденбургским, который не скрывал своих чувств…

Вечером у вдовствующей императрицы Марии Федоровны было большое собрание: не было ни Екатерины Павловны, ни принца Ольденбургского. Дверь отворилась, и дежурный камергер громко объявил: «Её императорское величество с наречённым женихом принцем Ольденбургским».

Портрет Великой княгини и герцогини Ольденбургской Екатерины Павловны. А.-Ф. Ризенер

Екатерина Павловна устраивает в Твери малый двор со светской жизнью и приглашает своего брата Александра I в гости. Видный деятель историк Карамзин описывает пребывание во дворце: «…поехал туда, пробыл шесть дней, обедал всегда во дворце и читал вечерами свою Историю великой княгине и великому князю Константину Павловичу. Они пленили меня своей милостью». Также историк читал свою книгу и Александру I, что отражено в памятнике, установленном в городе Симбирске (Ульяновск) в 1845 году.

Охрана дворца несколько раз видела женщину в белом, уходящую по анфиладе вдаль. Говорят, что в момент ее появления срабатывает сигнализация!

Что же касается «личности» привидения, то, скорее всего, это великая княгиня Екатерина Павловна. Всю жизнь она так сильно любила Тверь и путевой дворец, что не захотела с ним расставаться и после смерти. Говорят, призрак Екатерины Павловны выходит из картины, частенько бродит по залам и старинным лестницам дворца. Иногда слышат то шелест ее платья, то шорох легких шагов либо по галереям дворца вдруг проносится сильный порыв ветра, невесть откуда взявшийся в закрытом помещении.

Последняя реставрация при Императорской России была совершена архитектором Александром Резановым в 1864-1871 годах.

Сейчас во дворце находится картинная галерея и её собрание включает в себя ценнейшие коллекции живописи различных школ и декоративно-прикладного искусства.

Это единственный в России провинциальный музей, расположенный в Императорском дворце. Здесь самый притязательный ценитель искусства найдет то, что будет ему по душе. В галерее представлены: работы Саврасова и Куинджи, марины Айвазовского, советские художники и древние иконы, полотна юных учеников Венецианова и многих других.

Адрес: Тверь, ул. Советская, д. 3. Телефон: +7(4822)346243

Сайт: http://gallery.tver.ru/