Стр. 19. Памятник А. С. Пушкину в Городском саду
На бывшей территории Императорского дворца, на площадке «Балкон», где по проекту Карла Росси предполагалось возвести павильон, сейчас небрежно оперевшись на парапет стоит Александр Сергеевич Пушкин.
Поэт наблюдает за жизнью Городского сада и приглашает к беседе всех желающих. Возможно, бытовые стороны городской жизни приведут писателя к новым сюжетным линиям. Пока же он, одетый в дорожный костюм, сочиняет очередное письмо своему другу Соболевскому: «Мой милый Соболевский – я снова в моей избе. Восемь дней был в дороге, сломал два колеса и приехал на перекладных… Посылаю тебе мой маршрут от Москвы до Новгорода. Это будет для тебя инструкция. Во-первых, запасись вином, ибо порядочного нигде не найдешь». Одно из четверостиший маршрута-инструкции посвящено тверской гостинице, где Александр Пушкин останавливался 4 раза:
“У Гальяни иль Кольони закажи себе в Твери
с пармазаном макароне, да яичницу свари”.
Тверской край тесно связан с жизнью поэта: здесь он влюблялся, творил, обсуждал с друзьями свои путешествия и ухаживал за местными красотками. Именно поэтому на 175 годовщину со дня рождения А.С. Пушкина в городском саду Калинина (сейчас – Твери) решили возвести ему памятник.
Вот как описывает автор памятника Олег Комов свое творение: «Была важна и иная задача – связать образ с современной средой. Это определило характер постановки скульптуры. Там сохранилась решетка пушкинских времен, и по моей просьбе небольшую площадку вымостили булыжником. Пушкин смотрит на городской парк, на людей. Небольшой размер скульптуры, невысокий постамент, мне кажется, помогают достичь ощущения более полного контакта образа со зрителем. Поэт стоит в своей излюбленной позе, знакомой нам по его рисункам. Одет он в дорожный костюм того времени, сюртук застегнут на все пуговицы. В этом элементы определенной этики: Пушкин на людях, в дороге. И вообще считаю, что неряшливость костюма неуместна, неуважительна при изображении Пушкина, огрубляет, снижает образ. Как уже говорилось, небольшой по размерам памятник помогает достичь контакта со зрителем, словно приглашая его для беседы. Создавая такой памятник, скульптор имеет возможность все сделать своими руками, не прибегая к посторонней помощи. Гигантских размеров фигура психологически оторвана от зрителя».
Образ Пушкина был навеян Олегу Комову самим поэтом, ведь в основу композиционной идеи памятника лёг карандашный эскиз писателя, который из ссылки в Михайловском послал своему брату Льву в Петербург рисунок, изображающий самого себя и своего героя Евгения Онегина опершимися на гранит невской набережной.
На месте этого памятника должен был располагаться монумент тверскому вице-губернатору М.Е. Салтыкову-Щедрину. Да и в городе существовал пусть не памятник, но бюст А.С.Пушкину на театральном проезде, и по законам 70-х годов нельзя было ставить больше одного монумента одной личности в городе. Поэтому пришлось идти на хитрость и заявить, что никакого памятника не будет – будет садово-парковая скульптура, временная. Путем ухищрений и недомолвок была заказана бронза из Москвы и установлена скульптура на городской набережной. Конечно, городское руководство не обрадовалось такому «подарку», но сносить красавца Пушкина не стали.
По воспоминаниям писателя Вячеслава Морозова: «Я сам вспоминаю, когда с ностальгическим томлением впервые смотрел на фотографию памятника Пушкину в Калинине (ныне — Тверь), чувствуя полнокровное родство с пушкинской эпохой. А, казалось бы, ничего такого в памятнике не было ошарашивающего: стоит поэт в цилиндре и длинном сюртуке, опершись на решетку ограды, словно остановился на минуту оглядеться, полюбоваться петербургской белой ночью, на полусогнутой руке — плащ-альмавива, накрывающий сзади оградную решетку. Поза легкая, свободная, грудь приподнята, будто только что вдохнул свежего весеннего воздуха, взгляд устремлен вдаль. Позже я узнал, что городские власти Калинина хотели поставить на этом месте памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину, но, увидев скульптурную композицию Олега Комова «Белые ночи», выбрали ее».
Сын Олега Комова художник Илья Комов так отозвался о тверском Пушкине: «Многие сейчас считают, что это едва ли не самый лучший памятник Пушкину, где была передана эпоха Пушкина и вообще XIX век. И многие его (прим. — Комова) тогда упрекали за то, что он ввёл архитектурный мотив «решётку», потому что до него считалось, что это не очень хороший приём, предназначенный для спасения неудачной скульптуры. Но здесь был абсолютно другой случай, поскольку «решётка» выступила не только как архитектурный элемент, но и как элемент образа. Решётка несет на себе образную нагрузку ощущения пушкинской поэзии, ощущения духа XIX века, и она во многом и создает этот неповторимый силуэт, который запоминается зрителям. И когда говорят Комов, все вспоминают именно этот памятник».
Кстати, с этой решеткой даже возникла своеобразная городская легенда, гласящая, что она привезена в Калинин из Ленинграда, поэтому, если прогуливаться по петербургским набережным, наверняка, где-то можно увидеть место, где она когда-то стояла.